ремонт квртир
ремонт квртир
ремонт квртир

mail@fizodetsad.ru

Новости Осетии:

Консультация для родителей.
Подготовила и провела: инструктор физкультуры Султанова Т.В.

Что надо знать, если у вашего ребенка обнаружилось плоскостопие


Уважаемые родители!


Показателем здоровья, имеющим тесную связь с физическим развитием ребенка, является состояние его стопы.

Чтобы ребенок мог ходить, бегать, прыгать без ограничений, его ноги должны быть здоровы.

Я предлагаю вам провести в домашних условиях исследование отпечатков стопы вашего сына (дочери) – плантографию.

Для этого возьмите несколько чистых листов писчей бумаги и приготовьте водный раствор «зеленки». Посадите ребенка на низкий стул и ватным тампоном нанесите на стопы. Затем предложите встать одновременно двумя ногами на лист бумаги.

Повторите процедуру два-три раза до получения отчетливых отпечатков стопы – плантограммы.


Оценка плантограммы


Результаты плантографии оцениваются несколькими методами.

По способу В. А. Яралова-Яралянца:

на отпечатке рисуют две линии: АВ – по центру пятки и первого пальца; АС – по центру пятки и промежутка между вторым и третьим пальцами. Контуры стопы в норме должны быть в пределах линии, а внутренний изгиб слегка касаться линии АС.

Если он перекрывает линии, то диагностируют плоскостопие:

Первой степени – внутреннее очертание располагается между проведенными линиями.

Второй или третьей степени – контур не доходит до линии АВ.

Методика оценивает состояние продольного и поперечного сводов. При анализе формы стопы высчитывают индекс по методу И. М. Чижина по формуле: ИЧ = ЖЕ/ЕД. Проводится линия по выступающим точкам внутреннего свода – АБ. Затем вторая – по центру пятки и второго пальца – ВГ. По середине линии АБ отмечают точку Д и от нее ведут перпендикуляр на края внутреннего и наружного сводов (отмечают линии Е и Ж соответственно). Для оценки продольного плоскостопия рассчитывают индекс: ЕЖ/ДЖ х 100 %. При показателе от 0 до 55 % стопа имеет высокий свод, от 56 до 60 % – нормальный, от 61 до 70 % – уплощенный и более 71 % – плоскостопие. Для оценивания поперечного свода нужно провести линию от самой широкой части стопы возле мизинца из точки А на рисунке. Точку около мизинца обозначают буквой К. Далее от основания пятки (Н на рисунке) ведут линию к вершине большого пальца и отмечают точкой О. Расчет проводится по формуле: АК/НО х 100 %. Если значение больше или равно 43 %, то поперечный свод нормальный.


С помощью метода В. А. Штритера состояние определяется расчетами:

- На отпечатке чертят линию по выступающим точкам внутреннего изгиба стопы (АБ).

- Линию делят на две части, отмечают точку В.

- Из точки В проводят перпендикулярную линию к наружному краю стопы – ВД.

- На линии ВД отмечают точку с пересечением с внутренним краем стопы, где ставят точку Г.

- Далее проводятся расчет и диагностика: отрезок ДГ составляет 50 % от ВД – стопа нормальная; соотношение 50-60 % – уплощенная; более 60 % – плоскостопие. При этом показатели ниже 50 % свидетельствуют о высоком своде стопы.

Другие признаки плоскостопия: боли в голеностопном суставе или икроножных мышцах (характерно для теплого периода года, когда ребенок много двигается); тяжелая косолапая походка; обувь, скошенная с внутренней стороны.


Что надо знать, если у вашего ребенка обнаружилось плоскостопие?


• Следует обязательно проконсультироваться с врачем-ортопедом детской поликлиники.

• Плоскостопие – это дефект строения стопы, который встречается у детей чаще, чем любой другой дефект.

• При плоскостопии свод стопы недостаточно прочен и не образует правильного изгиба. В результате, когда ребенок стоит, вся поверхность стопы прилегает к полу.

• Врачи выделяют период от рождения до 4 лет, когда у всех детей отмечается «физиологическое плоскостопие», которое к 5 годам должно пройти. Если вашему ребенку 5,5 лет, а стопа все еще плоская, можно говорить об истинном плоскостопии.

• Причиной плоскостопия обычно является слабость мышц и связок стопы, избыточная масса тела, перенесенный ранее рахит, иногда наследственная предрасположенность или неправильное развитие некоторых плюсневых костей.

• Ношение неподходящей обуви (излишне узкой или свободной, без жесткого фиксированного задника; без эластичной подошвы, без каблука или с каблуком, превышающим 1 см.) не может вызвать плоскостопие у детей с нормальным сводом стопы. Но если у ребенка есть хотя бы незначительное уплощение свода стопы, то такая обувь сделает плоскостопие более выраженным.

• Для профилактики и коррекции плоскостопия существуют несложные упражнения. Корригирующие упражнения следует, проводить вместе с ребенком это поддержит его интерес к лечению и даст большой эффект.


Упражнения, рекомендуемые детям с плоскостопием.

1. Ходьба летом босиком по песку, камешкам, траве; дома босиком по шершавой поверхности, например по ворсистому или массажному коврику; топтание в тазике, наполненном раскрывшимися еловыми шишками – мощный фактор предупреждения плоскостопия.

2. Собирание пальцами босых ног с пола или ковра небольших предметов и шариков. Можно устроить семейные соревнования: кто больше перенесет пальцами ног элементов ЛЕГО на свой коврик или кто больше соберет шариков в коробку и т.д.

3. Из положения, сидя на полу (на стуле) придвигать пальцами ног под пятки разложенное на полу полотенце (салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, книга).

4. Хождение на пятках, не касаясь, пола пальцами и подошвой.

5. Хождение по гимнастической палке, лежащей на полу, боком приставным шагом.

6. Хождение на внешней стороне стопы.

7. «Мельница». Сидя на коврике (ноги вытянуты вперед), ребенок производит круговые движения ступнями в разных направлениях.

8. «Художник». Рисование карандашом, зажатым пальцами левой (правой) ноги, на листе бумаги, которой придерживается другой ногой.

9. «Утюжки». Сидя на полу, потирая стопой правой ноги стопу левой ноги и наоборот. Производить скользящие движения стопами по голеням, затем – круговые движения.

10. Попеременное катание ногами деревянных или резиновых шипованных мячей (валиков) в течение трех минут.


1. КОМПЛЕКС «УТЯТА»

1. «Утята шагают к реке»

И.п. - сидя согнув ноги, руки в упоре сзади. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.

2. «Утята ходят вразвалочку-спотыкалочку»

И.п. – то же.

1-2 – поднимая внутренние своды, опереться на наружные края стоп.

3-4 – и.п.

3. «Утята встретили гусеницу»

И.п. – то же.

1-2 – отрывая пятки от пола, развести их в стороны «клюв открылся» - произнести «кря-кря!»

3-4 – и.п.

4. «Утята учатся плавать»

И.п. - сидя руки в упоре сзади, носки натянуты.

1- согнуть правую стопу - вперед

2- разгибая правую стопу, согнутую левую стопу – вперед.


2. КОМПЛЕКС С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ

1.И.п.- сидя, согнув ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади, палка на полу под серединой стоп. Катать палку вперед- назад двумя стопами вместе и поочередно.

l.И.п.- то же.

1-2 сгибая пальцы ног, обхватить ими палку, 3-6- держать, 7-8- и.п.

3.И.п.- то же.

1-2- поднять пятки, опираясь пальцами ног о пол 3-4- и.п.

4. И.п. - сидя по-турецки, палка вертикально на полу между стопами ребенка, хватом двумя руками придерживать ее за верхний конец. Движениями стоп вперед-назад вращать палку вокруг вертикальной оси.

5. И.п. - то же. Стараясь обхватить палку стопами, поочередно перемещать их по палке вверх и вниз.

6. И.п. – стоя ноги вместе на палке, лежащей на полу, руки на поясе. Ходьба по полке приставным шагом вправо и влево, палка под серединой стопы; то же, но носки на палке, а пятки на полу.


3. КОМПЛЕКС «ВЕСЕЛЫЕ МАТРЕШКИ»


«Мы – веселые матрешки, на ногах у нас сапожки»

И.п. – стоя ноги вместе, руки на пояс

1 – правую ногу вперед на пятку;

2-3 – покачать носком вперед – влево; 4 – приставляя правую, и.п.;

5-8 – то же с левой ноги.


«Красные сапожки, резвые ножки»

И.п. – то же

1 – правую ногу вперед – в сторону на пятку;

2 – правую на носок; 3 – правую на пятку;

4 – с притопом приставляя правую, и.п.;

5-8 – то же с левой ноги.


«Танец каблучков»

И.п. – то же

1-2 –поочередно шаг правой, затем левой вперед на пятку, руки в стороны ладонями вверх;

3-4 – поочередно шаг правой, затем левой назад на носок, полуприсед, руки на пояс.


«Гармошка»

И.п. – стоя пятки вместе, носки врозь, руки на пояс

1 – слегка приподнять пятку правой и носок левой и скользящими движениями перевести вправо;

2 – опуская пятку правой и носок левой на пол, стойка носки вместе, пятки врозь;

3 – слегка приподнять носок правой и пятку левой и скользящими движением перевести вправо;

4 – опуская носок правой и пятку левой на пол, и.п.;

5 – 8 – то же, передвигаясь влево.


«Присядка»

И.п. – то же

1 – присед на носках, колени в стороны, руки вперед – в стороны ладонями вверх;

2 – и.п.;

3 – правую в сторону на пятку;

4 – приставляя правую, и.п.;

5- 8 – то же с другой ноги.


«Елочка»

И.п. – то же

1 – слегка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол;

2 – слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол;

3-8 – таким образом продолжать передвигаться вправо;

1-8 – то же влево.


«Мы танцуем на дорожке, громко хлопаем в ладошки»

И.п. – стоя на правой, левую в сторону – вниз, руки на пояс

1 – шаг левой в сторону, с носка перекатом на всю стопу в полуприсядь, хлопок руками перед грудью;

2 – встать на правый носок скрестно за левой, левую в сторону – вниз;

3-4 – то же, что на счет 1-2;

То же в другую сторону.

4. КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ


«В ГОСТЯХ У ОБЕЗЬЯНОК»

Форма проведения: игра.

Форма организации: фронтальная.

Музыка: произвольная.

Инструктор по физической культуре предлагает детям пойти в гости – в гости к обезьянкам. Объясняет, что обезьянки похожи на детей, но они все могут делать не только руками, но и ногами. Далее – импровизация, придерживаясь, хода комплекса.


1. Ходьба в обход по залу.

2. «Высокая трава» Ходьба на носках с высоким подниманием колен, руки вверх.

3. Обычная ходьба.

4.«Болото» Ходьба по следовой дорожке.

5. «Широкий ручей» ходьба приставным шагом по гимнастической палке.

6.«Птицы гуляют вдоль ручья» Ходьба на пятка, руки на плечевых суставах.

7. «Бегемот гуляет». Ходьба на наружной стороне стопы, руки на поясе.

8.«Обезьянки здороваются». Подъем на носки, руки вверх, помахать. Вдох. И.п. – выдох.

9. «Покажи апельсин». Стоя на канате (диаметр не менее 4 см.), поднять вверх руки с маленькими мячами. Полуприсед, мячи вверх – вдох.

10. «Игрушки обезьянок». Сидя на полу, руки сзади. Захват и перенос мелких игрушек с места на место пальцами ног.

11. «Игра с кокосами». И.п. – сидя на полу, руки сзади. Захват стопами большого мяча, выпрямление ног в коленном суставе – выдох. И.п. – вдох.

12. «Обезьянки пошли гулять». Ходьба по наклонной гимнастической скамейке.

13. «Обезьянки ищут бананы». Лазание по шведской стенке. Ходьба приставным шагом по шведской стенке.

14. «Обезьянки идут к реке». Ходьба по ребристой доске.

15. «Обезьянки идут по камням». Массаж стоп на роликовых массажерах.

16. «Обезьянки ложатся спать». Перекаты в группировке.

17. «Обезьянки отдыхают». Лежа на спине дыхательные упражнения.

©  sabrina.ru  2018г.

      AlanKhabStudio